Копилка медицинских советов

 
Вход в админ панель
[an error occurred while processing this directive]
Контакты
Поделиться

Упражнения для тех, кто работает

Главная->Здоровье и труд->Упражнения для тех, кто работает

Доктор медицинских наук

В. С. Лукьянов

Миллионы людей молодого и сродного возраста работают на производстве и одновременно учатся. И, естественно, многих интересует вопрос: как влияет на организм сочетание умственного и физического труда?

О благотворном соединении «головы с руками» говорил в свое время И. П. Павлов. Он имел в виду, прежде всего, тонизирующее влияние физической нагрузки, при которой в кору головного мозга устремляются мощные ритмические потоки нервных импульсов. Эти импульсы повышают работоспособность нервных клеток и центров - регуляторов всех жизненных процессов организма. При таком сочетании все функции в организме протекают более слаженно, соподчиненно, гармонично. Утомление же, если оно было вызвано предыдущей напряженной умственной работой, снимается. Известно, что для многих выдающихся людей ходьба, прогулки, неутомительный физический труд были обязательными в их творческой жизни.

Но на все это требуется время, а в сутках только 24 часа.

Откуда же взять дополнительные минуты? «Однин день может заменить три, если делать все вовремя», - говорит народная мудрость.

Режим, определенный распорядок в труде и учебе, а с точки зрения физиологии, связанная с этим ритмичность функций организма совершенно необходимы. Ритмичный труд наиболее экономен и выгоден для здоровья. В течение всей жизни наше сердце работает без устали. «Секрет» его неутомимости - в ритмичном чередовании сокращений и пауз, работы и отдыха.

Работоспособность человека снижается как от чрезмерного утомления при штурмовщине и спешке, так и вследствие бездеятельности. Правильное сочетание ритма и темпа трудовых процессов создает своеобразную мелодию труда, делает его радостным.

В своих воспоминаниях писатель и врач В. В. Вересаев рассказывает, что перед экзаменами, в то время, когда он занимался 14-16 часов в сутки, у него болели глаза и не было сил. Когда же он стал заниматься 7-8 часов в сутки, получился неожиданный для него результат: за это время на свежую голову, сохранив силы, он делал ничуть не меньше, чем раньше за 14-16 часов.

Как же найти «лишние» жизненно важные минуты?


Мы рекомендуем учащимся вести учет своего времени - пользоваться хронокартой. Это позволит узнать, на что в течение дня и сколько уходит минут и часов. Подсчет за 1-2 недели даст материал для интересных выводов. Можно установить, на какие дела уходит много времени, на какие - мало. Хронокарта поможет узнать, почему одну неделю вы работали лучше, другую - хуже. Такое самонаблюдение облегчит поиск наиболее удачного ритма труда, отдыха и учебы.

Не следует загружать память второстепенным материалом, требующим механического запоминания (даты, цифры), который всегда можно найти в справочниках, инструкциях и других пособиях.

Очень важно научиться читать с карандашом. Такое чтение дает возможность выделять главное, именно то, что нужно усвоить. Конспектирование, реферирование прочитанного тренируют память, обостряют внимание, дисциплинируют человека.

Конечно, зубрежка не нужна. Исследования показали, что логическое запоминание в двадцать с лишним раз экономнее механического. Помогает усвоению и запоминанию пересказ прочитанного другим. Известно, кто учит, тот сам еще в большей степени учится.

В зависимости от индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности можно говорить о различных видах памяти: зрительной, слуховой, моторной или смешанной. Если у человека сильнее развита зрительная память, для лучшего запоминания ему полезно пользоваться схемами, диаграммами, картами, наглядными пособиями, смотреть учебные и научные кинофильмы. При слуховом типе памяти лучше слушать других, читать вслух. На лекциях нужно не пассивно слушать, а внимательно следить за ходом мыслей лектора. Если преобладает моторный тип памяти, надо работать с карандашом в руке, подчеркивать важные месте в книге, конечно, если книга не библиотечная, делать выписки из книг, журналов, газет.

Чаще встречаются смешанные типы памяти, тогда используются все методы запоминания.

Систематические занятия, а не штурмовщина - вот что облегчит жизнь тем, кто работает и учится.

У постоянно тренирующегося человека развивается автоматизм в работе. И тогда действия осуществляются с минимальной затратой энергии - экономно, без излишнего утомления. Л И. Толстой в напряженнейший период создания «Войны и мира» отмечал в своем дневнике: «Надо непременно каждый день писать, не столько для успеха работы, сколько для того, чтобы не выходить из колеи». А вот некоторые студенты придерживаются иногда принципа: «Три недели спячки - десять дней горячки».

Физиологи установили, что отличники учебы занимаются регулярно, они и более внимательны на лекциях, и практических занятиях, и при выполнении домашних заданий. Внимательность у них превращается в привычку. Благодаря этому отличники тратят на приобретение знаний гораздо меньше времени, чем люди, не умеющие сосредоточиться. Без концентрированного, целенаправленного внимания невозможна никакая продуктивная умственная работа. Разбросанность, рассеянность, неорганизованность - враги учебы.

Интерес к труду предупреждает и снимает чувство усталости, повышает работоспособность, выносливость.

Физиологический механизм этого замечательного свойства положительных эмоций раскрыт советскими учеными. Академик Л. А. Орбели и его сотрудники доказали, что функциональное состояние и работоспособность коры головного мозга в значительной степени зависят от симпатической части вегетативной нервной системы. Эмоции через кору и подкорковые центры возбуждают симпатическую нервную систему. Это возбуждение передается в железы внутренней секреции, мышцы, сердце, кровеносные сосуды, органы чувств. Вследствие этого работоспособность повышается.

Что значит работать вдохновенно? Вдохновение - это умение приводить себя в состояние высокой творческой активности. И оно не приходит само, оно тоже результат систематического и упорного труда. Страсть к работе, творческий подъем, вдохновение делают труд продуктивным и в то же время полезным для здоровья. Каждый испытал, что не чувствуется усталости, когда работа захватывает и увлекает.

И очень важна атмосфера дружбы и товарищества в коллективе.

Несколько слов о важных «мелочах». Тем, кому приходится много читать или сильно напрягать зрение, необходимо давать отдых глазам или менять зрительные впечатления.

Во время работы за письменным столом или чертежной доской надо через 20-30 минут производить разминку - разогнуться, распрямить плечи, вытянуть ноги, а через час сделать трех-пятиминутную паузу, не забыть о физических упражнениях. Перерыв на 10-15 минут можно устраивать после 2-3 часов непрерывной напряженной работы.

Активный отдых - это и физические упражнения, и рациональная смена трудовых движений, и изменение характера деятельности, и эмоциональная разрядка, шутка, смех. Возбуждение одним участков коры головного мозга по закону индукции усиливает торможение, то есть отдых, другим участков мозга.

Это и есть, говоря языком И. М. Сеченова, «заряжение энергией нервных центров». Очень важно отвлечься от обычных занятий, если они однообразны, уметь наслаждаться музыкой, живописью, чтением художественной литературы, театром. В правильном чередовании труда и отдыха, нагрузки и покоя, в разнообразии форм труда и отдыха заключается умение совмещать работу с учебой.

Но я предчувствую возражения: «Отдыхать-то некогда, гулять на воздухе некогда». Так обычно говорят те, кто работает и учится. Но работать и учиться, не отдыхая, нельзя. Нужно находить время для отдыха ежедневного, еженедельного, ежегодного. Прежде всего надо наладить сон, так как это лучший отдых для клеток нервной системы. При любых обстоятельствах человек должен спать 7-8 часов в сутки. В выходные дни, а их ведь теперь два, можно увеличить продолжительность сна до 9-10 часов.

Следует ли частично использовать выходные дни для выполнения домашнего задания? Лучше это делать в один из выходных, и не в субботу, а в воскресенье, после восстановления сил и энергии.

Каждому полезно по возвращении домой после утомительного рабочего дня или занятий в институте, в техникуме вымыться холодной водой по пояс, а еще лучше принять прохладный душ или ванну, которые придают бодрость, вызывая прилив новой энергии. Не следует забывать о стимулирующем действии свежего воздуха.

Учащиеся, не страдающие гипертонией, могут систематически, ежедневно употреблять кофе, крепкий чай. Они помогают преодолевать утомление.

Проигрывает в труде и учебе тот, кто питается всухомятку, нерегулярно, кое-как, с большими перерывами в приеме пищи. Режим, ритм необходимо соблюдать и в еде. Меню должно быть разнообразным - состоять из мясных и молочных блюд, из овощей и фруктов. Особенно рекомендуются продукты, богатые витаминами В1 и С. Витамин В1 содержится в хлебе, мясе, крупах. Витамина С много в помидорах, черной смородине, шиповнике, красном сладком перце, зеленом пуне, апельсинах, лимонах, яблоках, капусте.

Попробуйте следовать нашим рекомендациям, и вы почувствуете, насколько легче вам стало совмещать работу с учебой.


Наверх